П. А. Жбанов, проректор МАРХИ по проектному управлению и воспитательной работе:
- В теме интеллектуальной собственности (ИС) вопросов больше, чем ответов. Мы серьезно задаемся проблемой защиты ИС в архитектуре. В МАРХИ сталкиваемся с этой проблемой, в РААСН. Большое число наших архбюро формируют серьезный запрос к формированию образовательного контента в области ИС. Мы уже наработали большой опыт патентования, но только в отношении изделий. В архитектурной среде у нас достаточно распространенным является предмет архитектурного образа. Что делать с этим предметом, как с продуктом ИС? Пока ответа нет. Задача на данном этапе – формирование основных векторов, направлений по объекту ИС в виде архитектурного образа.
О. И. Терещенко, декан Юридического факультета Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС), доцент кафедры патентного права и правовой охраны средств индивидуализации, к.ю.н.:
- Архитекторы задумываются об ИС вторично. Но, чтобы правовое регулирование шло комфортно, мы должны стать на сторону творца. С позиции законодательства, ч.4 ГК РФ, архитектура имеет тройственную регуляторику. Во-первых, ГК РФ говорит нам, что произведения архитектуры – это объект авторского права. Но когда мы начинаем двигаться уже к патентному праву, мы видим, что некоторые архитектурные элементы, формы могут быть запатентованы с позиции технических решений. А тогда к ним будет применяться законодательство с точки зрения изобретений, полезных моделей. Также важно учитывать изъятие, которое есть в нашем законодательстве – в качестве изобретения и полезной модели не могут быть запатентованы решения, касающиеся исключительно внешнего вида. То есть в данном случае мы говорим про некие конструкторские решения.
Международная классификация также включает объекты архитектурной формы, к которым может быть отнесено наземное строительство. И мы видим, что здесь речь идет не о дизайнерском аспекте творения, а о достигнутом техническом результате. Например, у арочного моста есть технический результат, он решает какую-то техническую задачу. Но если мы еще хотим, чтобы он был привлекательным внешне, вписывался в ландшафт, создавал некий облик, то тогда нам нужно говорить о патентном праве и средствах индивидуализации. Промышленные образцы как раз охраняют внешний вид, дизайнерское решение созданного изделия. Действительно, патентуется внешний вид оригинальных архитектурных сооружений и более упрощенных форм. В моей презентации есть пример автозаправки, дизайнерское решений которой запатентовано в качестве промышленного образца. То есть в целом законодательство нам это позволяет, и в данном случае дизайн охраняется. Другой вопрос, насколько широки границы этой охраны.
И еще очень важный аспект – сам облик архитектуры, как товарный знак. Это существенным образом отличается от объектов патентного права. Во-первых, потому, что не проверяется на мировую новизну, а во-вторых, мы можем себе позволить в рамках этого охранять не только само здание, но и его решение в качестве мелких упрощенных форм, когда мы используем его в сувенирной продукции, например, продаем сувенирные статуэтки здания или строения. То есть пытаемся коммерциализировать наше дизайнерское решение.
На примере Москвы Сити – а мы знаем, что это одно из самых обсуждаемых решений последнего десятилетия в нашей столице – сам внешний вид неоднократно пытались зарегистрировать разные лица, в том числе ИП. При этом, управление разными башнями у нас производят разные компании. Пока ни у кого не получилось зарегистрировать цельный образ. Роспатент каждый раз отклоняет заявку, считая, что в данном случае потребителя введут в заблуждение, поскольку этот проект управляется несколькими компаниями. А вот отдельные дома, здания в качестве товарных знаков существуют. Например, УК зарегистрировала облик Империи Тауэр, также есть регистрация башни «Меркурий», в упрощенной форме башня «Федерация». Причем обратите внимание, в 2006 году заявка была подана, товарный знак зарегистрирован вместе со шпилем, хотя мы знаем шпиль впоследствии был демонтирован. Товарный знак прекратил действие, то есть стал неинтересен правообладателю. Отдельно Газпром зарегистрировал в разных видах трехмерный товарный знак в виде Лахта-центра для возможной коммерциализации. Фонд Храма Христа Спасителя получил право на облик известного объекта культурного наследия для того, чтобы не было спекуляций на его изображении. То же можно сказать про Казанский кремль – каждое отдельное строение зарегистрировано на ГБУ «Государственный художественный музей-заповедник».
С. Ю. Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности:
- Интеллектуальная собственность – такая же собственность, как и любая другая. Это право владеть, распоряжаться, и оно пронизывает современную экономику и культуру. Какую бы вещь мы ни взяли, там есть всегда нечто, созданное творческим трудом. Уже много лет понимая, что сфера ИС нуждается в развитии, мы собрали в одну федерацию те отрасли, индустрии и организации, которые заинтересованы в развитии этого института. Это очень широкий спектр организаций. Теперь мы дошли до архитекторов, которые часто игнорируют ИС и от этого мучаются.
Второй важный момент – право ИС защищает всего три вещи - красоту, полезность и влияние на людей. Архитектура – это удивительная отрасль, которая создает красоту, использует технические решения и технические возможности, соответственно, там есть место патентному праву. И здания, когда они появляются в городской среде, становятся символами – городов, стран и так далее. Поэтому все три вида ИП – авторское право, которое изначально возникает на тот самый архитектурный образ; патентное право на техническое решение, которое может лежать в основе конструкции этого здания; и, наконец, символы, товарные знаки, средства индивидуализации.
Поэтому архитектура создает огромное количество ИС. Почему архитекторы скептически относятся к ИС? Потому что чаще всего интересные объекты, имеющие уникальное решение, не воспроизводятся, а создаются только один раз. Поэтому в отличие от мерча или промышленного дизайна предмета, которые обычно тиражируются, архитекторы коммерциализируют решение один раз, передавая ИС заказчику.
Но здесь есть нюанс. Если он просто передал образы, работы заказчику по договору оказания услуг, то это обычная услуга. Но если он передает это как объект ИС, у архитектора возникает право на сохранение своего объекта в неизменном виде. И это самая важная часть, потому что авторское право включает личные неимущественные права. И ни один девелопер, и ни один владелец, который решил пристроить башенку к зданию, не может этого делать, потому что он нарушает право архитектора. Причем эти личные неимущественные права неотчуждаемы! Вы можете отдать исключительное право использования девелоперу. Ваши личные неимущественные права и право на имя, на сохранение в неизменном виде передать нельзя. Поэтому любые изменения должны производиться с согласия архитектора. Обращаюсь к молодым коллегам. Вы будете много творить, и за вами будет идти ваша репутация. И когда-нибудь вы почувствуете, что каждая переделка вашей работы бьёт по вашему замыслу, портят вашу репутацию. Подумайте об этом заранее.
Архитектура – именно та область, где права должны работать, хотя бы как неимущественные. Ну а дальше фотография, тиражирование, коммерциализация – это сейчас тоже можно делать, и это вполне работает.
Н. А. Климова, руководитель оргкомитета Совета главных архитекторов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований РФ им. Кузьмина, советник президента РААСН:
- Мы уже видим и в Москве, и в других странах ситуации, когда архитектор выходит из проекта, когда девелопер планирует изменить объект без согласования. Аналогичный пример приводили в Бишкеке на форуме, когда архитектор вышел из проекта из-за внесеннцх изменений без согласований с ним.
С. А. Смирнов, вице-президент Союза Дизайнеров России, директор Центра исследований и инновационных разработок РГХПУ им. С.Г.Строганова, генеральный директор Смирнов Дизайн:
- Вопрос прав на ИС сотрудников ВУЗов. Например, я работаю в ВУЗе. И в моем служебном задании записано «создание произведений и т.д». Соответственно, по ТК по всем заданиям отчуждаются материальные права. Более сложная ситуация со студентами, которые не являются сотрудниками ВУЗа. Сложно даже разделить, какой эскиз является студенческим, а какой – его личная творческая работа.
Возникает очень много вопросов к договорам, которые заключают юристы ВУЗов. В этом вопросе нужно наводить порядок. Это серьезнейший стратегический вопрос. Нужно создавать механику взаимодействия.
Мы, как Союз дизайнеров, также очень озабочены низкой культурой взаимодействия между дизайнерами и заказчиками, потребителями их услуг. У нас стандартная практика плагиата, заимствований, в том числе с формулировкой «я просто вдохновился твоей работой, и тебе должно быть приятно». Иногда ситуация доходит до абсурда – дизайнер, который на одном форуме сам жалуется, что его эскизы и фотографии интерьеров украли, на другом форуме спрашивает производителя, может ли он сделать копию итальянского диванчика.
Конечно, это нужно менять. Например, сейчас разворачивается скандальная ситуация. Элина Тухамышева, очень известный предметный дизайнер, у нее есть очень известные предметные решения – светильники, сделанные на основе архитектурного решения Преображенского собора Кижи. И эти светильники были заложены в проект на выставке «Россия» на ВДНХ. Подрядчик решил, что ему удобнее будет сделать копию, а не использовать работу официального подрядчика. И какое у него было интересное оправдание: я не могу нарушить контракт, не успеваю сделать светильники в «правильном» месте. То есть нарушить контракт ты не можешь, а авторские права попрать – запросто. Это очень яркий показатель.
Нужно нам всем институциям аккуратно и напористо менять эту ситуацию.
Д. В. Потоцкий, адвокат, член Экспертного Совета по авторским правам Союза архитекторов России:
- Моя задача – донести информацию о таком эффективном инструменте защиты прав, созданным Союзом архитекторов, как Реестр произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и городского дизайна. Система успешно действует уже с 2012 года в рамках САР. Реестр открыт для всех авторов, не только членов САР. Любой создатель произведений архитектуры может обратиться в САР за внесением в этот реестр и получением авторского свидетельства.
Для чего это нужно? Традиционно объекты авторских прав не требуют никаких формальностей, государственной регистрации, право на них возникают в силу самого их создания самостоятельным творческим трудом авторов этих произведений. Таким образом, если произведение создано, оно уже охраняется законом. С другой стороны, закон о защите авторского права не исключает добровольной регистрации. Для некоторых произведений, например, для программ ЭВМ, это может быть даже государственная регистрация. Для всех остальных у нас открыта возможность использовать различные механизмы, в том числе, услуги общественных организаций по депонированию и регистрации авторского права.
Традиционно самым узнаваемым субъектом является Российское авторское общество, которое, помимо художественных произведений, регистрирует и архитектурные проекты, произведения архитектуры. Есть и другие известные организации. Общество «Копирус», Бона Фидес, другие организации. Но специфика САР в том, что это - профессиональный реестр для произведений архитектуры.
Да, в ряде случаем они могут охраняться еще и патентами, но в основном это объект авторского права. ГК РФ использует термин «произведение архитектуры в форме изображений, проектов, макетов», а Закон об архитектуре от 1995 года использует два термина: «архитектурные проекты» и «архитектурные объекты». Самое главное, что их характеризует – это наличие архитектурного решения. И архитектурное решение – это краеугольный камень того, чем произведение архитектуры отличается от других объектов. Например, произведений архитектурной графики или архитектурной пластики, которые не содержат в себе архитектурное решение в должной мере, а просто отражает эстетические составляющие, и не может быть квалифицировано как произведение архитектуры.
Архитектурное решение – это творческий замысел архитектора, который определяет существо архитектурного объекта, его внешний и внутренний облик, пространственно-планировочную функциональную часть. Оно отражается в документации на строительство и может быть реализовано в построенном архитектурном объекте, а может быть не реализовано.
В рамках реестра осуществляется не простое депонирование, а собирается специальная комиссия, которая определяет, есть ли признаки архитектурного решения, произведения, которое подается на выдачу авторского свидетельства. Да, части заявителей мы отказываем.
Конечно, это и защита авторских прав. Так как лица, подающие заявку, подписывают заявление, что права третьих лиц не нарушаются. Все эти заявления рассматриваются и проверяются, выдается авторское свидетельство за подписью президента САР. Реестр является публичным и открытым. Любое лицо, обратившееся в САР, может получить информацию о том, кто является автором или членом авторского коллектива, дату создания, а если произведение создано по заказу, то данные о заказчике. Это намного больше повышает охраняемость произведений, которые в этот реестр вносятся. И в случае судебного спора эта информация может предоставлена по запросу суда в цифровой форме. В ряде случаев САР привлекается в судебные споры в качестве третьего лица. Это повышает защищенность объекта.
Например, в 2023 году САР был привлечен к суду по Архитектурной мастерской Мальцева, которая заявлял исключительное право на архитектурное произведение жилого комплекса на этапе обращения в СИП. Суд поддержал архитекторов. Сейчас также в процессе несколько дел, где выданы авторские свидетельства. Например, Архитектурная мастерская Мамошина – судебный процесс о признании прав на проект новой сцены Театра Европы (новая сцена Большого академического театра). То есть это эффективный инструмент, который может существенно облегчить задачу защиты прав в судебных спорах.
Х. А. Мамаджанов, д.т.н.,профессор, член корреспондент Российской академии естественных наук, заместитель генерального директора Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (г. Москва), член совета Русского общества оценщиков:
- Я хотел бы акцентироваться на экономике ИС. Когда говорят об ИС, говорят только об охране и защите. Мы понимаем: неохраняемый результат интеллектуальной деятельности не является собственностью, поэтому и автор, и правообладатель не могут рассчитывать на получение экономических выгод.
С экономической точки зрения ИС стоит столько, сколько она приносит доходов. В СССР сложилась точка зрения, что сам результат творчества творческого человека вполне удовлетворяет. Он не задумывался, какие деньги за этими результатами лежат. Сегодня зарабатывать своей ИС – не стыдно. Поэтому имеет ли смысл заниматься охраной и защитой, если за ними нет денег? Конечно, в первую очередь необходимо обеспечить охрану, хотя бы методом добровольной регистрации.
Автор может передать имущественные права на произведение, но при этом у него остается право на вознаграждение. Отдельный важный вопрос – сопровождение, авторский надзор.
Кроме того, сейчас очень развивается индустрия развлечений. С использованием архитектурных произведений делают сувениры, игрушки, МАФы. Поэтому вопрос в том, как будет использован результат ИС. Вам достаточно красивой бумажки о том, что вы - автор этого проекта? Достаточноморального удовлетворения? Но если за этим есть деньги, воспроизведение, это другая ситуация, это промышленный образец и организации должны заключить договор о праве использования.
Важный вопрос – это контроль использования ИС. Пример РАО – они контролируют использование ИС в области шоу-бизнеса и обращаются в суд при его нарушениях. Важна также система оценки ИС в российских судах.
Н. С. Турубар, генеральный директор АО «НРИС»:
- Есть простые эффективные средства досудебной защиты – депонирование. В нашу экосистему входит много сервисов по защите, например, ArtCloud, созданный специально для защиты изображений – для художников, дизайнеров и фотографов. Можно депонировать все эскизы и рабочие документы.
Мы защищаем все виды ИС. В месяц у нас более 500 депонирований, у нас более 30000 пользователей. Принцип депонирования – в презумпции авторства, авторские права возникают в момент создания. Однако если вы увидите, что ваш продукт используется нелегально, вам придется доказывать, что это ваша ИС. Именно для этого придуман сервис по депонированию.
При использовании этого инструмента вы сдаете свой объект до показа, демонстрации кому бы то ни было на хранение. Фиксируются либо паспортные данные, либо реквизиты компании, и время депонирования. По сути, это аналог нотариального заверения или очень распространенной в СССР практики пересылки самому себе заказных писем, что особо актуально было для писателей (именно при заказном письме фиксируются паспортные данные, а штемпель фиксирует дату отправки).
Мы использовали эту технологию и реализовали ее на технологичной основе. Мы - самая технологичная компания по депонированию в РФ, работаем в 2016 года. В более чем 200 судебных дел, где фигурировали наши свидетельства о депонировании, мы не проиграли ни одного. Мы входим в сеть РЦИС.РФ, которая создана поручением Президента для фиксации транзакций по ИС и мы пишем все данные по депонированиям в эту сеть, потому что являемся ее узлом.
Процесс выглядит очень просто. Вы переносите файл мышкой в поле для депонирования. На следующем этапе вы расписываете, о чем этот файл, кто его автор, кто правообладатель, и получаете официальный документ о депонировании в бумажном или электронном виде. Ну и самое главное, что при загрузке файла, он шифруется. Мы единственные, кто шифрует файл. То есть от нас утечки быть не может. Сотрудники нашего сервиса сами не знают, что вы туда положили. При вскрытии в суде ячейка вскрывается и расшифровывается. У нас защищенное шифрование, плюс каждый файл мы копируем три раза – мы используем трехкратное резервирование с географическим распределением. Все данные о файлах уходят в блокчейн-сеть РЦИС.РФ.
Что депонируют у нас? 37% - это различные тексты. Как правило, архитекторы все депонируют в PDF, но мы принимаем и 3D-объекты, архивы и любые картинки.
Мария Яшенкова, руководитель оргкомитета Международного конгресса молодых архитекторов и дизайнеров:
- Наш Конгресс состоится с 17 по 20 сентября на площадке МГСУ. Это будет масштабное событие со сложной повесткой и разнотипными участниками. В Конгрессе принимают участие представители государственных органов, застройщиков, архитектурных бюро, а также мы пригласили молодых архитекторов и дизайнеров. Наше мероприятие поддерживают ряд государственных органов, общественных организаций, вузов. Нам кажется, что именно общественные организации, вузы формируют такой интеллектуально-коммуникационный каркас, на котором держится наше взаимодействие. И который позволяет расти профессиональному сообществу. Решать возникающие вопросы только с помощью указаний невозможно.
Об этом мы будем говорить на Конгрессе. Мы ждем большое количество иностранных участников, прежде всего, коллег из стран СНГ, БРИКС. Одной из основных тем нашего Конгресса станет молодежный бизнес архитекторов и дизайнеров. Студенты, будущие архитекторы и дизайнеры в ходе обучения много узнают о своей профессии, но часто им просто негде узнать о бизнесе. И когда молодой архитектор выходит в жизнь, он понимаем, что таких знаний ему очень не хватает. В нынешних реалиях, когда многое меняется, это становится настоящим вызовом. Поэтому нам важно дать на площадке Конгресса молодым специалистам инструменты развития своего бизнеса. В том числе, уметь защищать свою ИС. Есть еще одна важная тема: аспект применения ИС, как залога для получения финансовых инструментов и развития своего бизнеса. Это направление сейчас активно обсуждается. И нам бы хотелось способствовать развитию такого бизнес-инструмента в России.
Мы также планируем обсуждать такой вопрос, как развитие, выход молодых архитекторов и дизайнеров со своим бизнесом за пределы своей страны. В том числе, набираясь международного опыта и практики. Это весьма обогащает начинающих специалистов. Вырастает их насмотренность, происходит некоторое культурное переопыление. И — да, здесь снова возникает вопрос защиты своей ИС. Во многих странах, где развита практика защиты ИС, очень внимательно относятся к регистрации прав ИС. Те молодые архитекторы и дизайнеры, которые нацелены на работу в разных странах, должны быть сведущими в вопросах защиты ИС с учетом международного опыта. В завершение позвольте еще раз напомнить, что в рамках Конгресса у нас проходит международный конкурс «Шагни за границы». Он у нас довольно амбициозный, и мы приглашаем участвовать в нем молодых архитекторов и дизайнеров.