Воркшоп «Космический ревизор» открывает новые горизонты для студентов и профессионалов из разных областей, стремящихся испытать себя в различных условиях. В рамках мероприятия участники могут столкнуться с различными нестандартными ситуациями, что позволяет не только проверить свои силы, но и получить ценную обратную связь от опытных специалистов.
Исследования космоса становятся все более разнообразными. Одним из ключевых аспектов успешной подготовки космонавтов является работа специалистов, обеспечивающих их психологическую устойчивость в условиях полета. В этом контексте особое внимание заслуживает команда ведущих психологов лаборатории психологической подготовки космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина». Наталья Филиппова и Жанна Шевченко не только разрабатывают методы психологической подготовки, но и активно участвуют в отборе и тренировках будущих космонавтов.
— Расскажите, пожалуйста, о своей работе.
— Самое главное о нас — это то, что мы космические психологи, работаем в лаборатории, которая была создана непосредственно при нашем участии в 2010 году. До этого в Центре подготовки космонавтов этим направлением занимались медицинские специалисты. Психологи сопровождают космонавта везде: в процессе профессиональной подготовки к полету, во время космического полета, помогают в реабилитации после полета. За 15 лет работы лаборатория участвовала в подготовке 43 космических экипажей.
— А с чего вообще начинается психологическая подготовка космонавтов?
— Все начинается с психологического отбора в космонавты. Исторически космонавтов отбирали в основном из военных летчиков. До 2012 года это было закрытое мероприятие, о котором знал достаточно узкий круг людей и организаций, массово это никак не освещалось. С 2012 года был объявлен открытый отбор в космонавты. Попасть в него мог любой. Желающих было много, соответственно, и работы у нас было очень много. Потом, после 2012 года, условия отбора ужесточили — сейчас кандидат должен обязательно иметь техническое образование и соответствующий опыт. Ну и, конечно, критерии по здоровью очень важны. Кандидатами в космонавты могут быть как гражданские, так и военные специалисты — так что космонавтами могут стать не только летчики, но и архитекторы.
— А сейчас есть архитекторы среди кандидатов или космонавтов?
— Нет, людей с таким образованием среди космонавтов нет, но, однако, есть те, кто, например, пишет картины. А еще многие космонавты из отряда делают прекрасные фотографии в космическом полете, показывают их на выставках.
— Как считаете, есть ли необходимость в космических архитекторах?
— Нужная профессия для пилотируемой космонавтики. Это профессия будущего, поскольку она точно будет востребована тогда, когда будут строиться большие станции, уже межпланетные. И здесь, конечно, потребуется архитекторский ум. Сейчас станции ориентированы на техническое расположение нашего оборудования так, чтобы оно вместилось, и чтобы все работало и было удобно. Но тогда, когда человек отправится в полет на длительную дистанцию, необходимо будет так организовать пространство, чтобы оно стало домашним, не приносило стресса, не раздражало, чтобы оно было привычным для глаза и приятным для использования.
— И, наверное, если еще будет развит туризм, да?
— Да, верно. А мы знаем про архитекторов — это те люди, которые действительно так организуют пространство, чтобы было глазу комфортно, и чтобы соблюдались объемы и пропорции. Скоро это точно будет востребовано. Поэтому можно сказать, что в ближайшее время нам, как космическим психологам, придется подготавливать и архитекторов.
— При отборе какое значение имеет возраст?
— Кандидатом в космонавты может стать человек до 35 лет, так как подготовка к полету длительная, в среднем 7–10 лет, бывает и дольше.
— А сколько человек подают заявки на отбор в космонавты?
— Обычно в Центр подготовки космонавтов поступает 250–400 заявок на участие в отборе. Из этого количества отбираем обычно только 4–6 человек, которые попадают на подготовку. Кстати, у нас на отборе люди рисуют. Мы часто смотрим и определяем архитектуру личности через рисунки. Еще внимательно изучаем почерк человека, то, как он подает информацию, потому что это тоже важно.
— По поводу воркшопа «Космический ревизор». Если вы знаете, в программе будут создаваться различные стрессовые ситуации, например, метеоритный дождь или если космонавт сошел с ума, там много всего. То есть вы как-то тоже подготавливаете людей, которые в космос летят?
— Обязательно. Чтобы в космосе все прошло штатно, чтобы никто не заболел и уж точно не сошел с ума, отобранные кандидаты в космонавты проходят сурдокамерное исследование. Условия жесткие — 64 часа нельзя спать, при этом необходимо выполнять задания, которые расписаны по минутам. Если исследование не пройдено — из отряда космонавтов человек выбывает. Так как профессиональный отбор в космонавты у нас довольно строгий, то отобранные кандидаты это испытание сном проходят хорошо.
— Хотелось бы детально узнать именно про стрессовые ситуации. Потому что у вас как раз в основном задача с этим связана для подготовки? Естественно, это уже, наверное, для многих космонавтов стресс — лететь в космос?
— Развитие стрессоустойчивости космонавтов — важная задача. Космонавт в полете сталкивается с огромным количеством стресс-факторов: высокий риск для жизни, огромная ответственность, монотонная работа в замкнутом пространстве, необходимость принимать молниеносные решения. Тренировки на центрифуге, в гидролаборатории, парашютные прыжки, выживание в разных сложных климатогеографических условиях — все это развивает стрессоустойчивость.
— Очень интересная у вас деятельность. В рамках воркшопа «Космический ревизор» для студентов, архитекторов, дизайнеров какие испытания можете предложить?
— Можем провести импровизированный отбор в ваши команды.
— А вы можете побыть членами жюри и оценить с психологической точки зрения, например, ситуацию, когда пошел метеоритный дождь? Что вы будете отслеживать в таком случае?
— Здесь мы будем наблюдать, какие навыки проявит человек в экстремальной ситуации.
— То есть как он себя может проявить? Может заплакать, расстроиться, испугаться?
— Как вариант. Мы будем наблюдать за тем, какой будет эмоциональная реакция. Она может быть разной. А еще важно оценить поведение человека. Начнет спасать только себя или будет работать на команду. Какие он проявит лидерские качества? Как организует, например, выход экипажа.
— Мы это мероприятие проводим второй год. Здесь более расширенный формат. На ваш взгляд, это мероприятие нужно, оно полезно?
— Уверены, что полезно, и уверены, что любая деятельность, где человек помещается в какие-то другие условия, рождает творческие идеи. Новые нейронные связи образуются. Мы не устаем говорить, что человек, который учится всегда в новых условиях чему-то, ставит перед собой новые цели и раздвигает горизонты, он становится, во-первых, более эффективным, во-вторых, более эмоционально стабильным, в-третьих, долгожителем как в своей профессии, ну и в целом будет жить долго. Это уже подтвержденный факт. Там, где есть новизна, где есть возможность себя проявить как-то по-другому, там всегда есть ресурс для здоровья и для развития каких-то творческих идей.
Напомним, 24–25 апреля 2025 года в Москве в рамках Международного конгресса молодых архитекторов и дизайнеров (МКМ АРХ 2025) на базе Московского гуманитарно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института (МГТУ-МАСИ) состоится воркшоп «Космический ревизор: Проверка на орбите». Мероприятие соберет молодых специалистов из России и других стран для решения практических задач в области проектирования внеземных объектов. Участники получат уникальную возможность работать под руководством космонавтов, ученых и ведущих экспертов мировой космической индустрии.
Регистрация по ссылке
Исследования космоса становятся все более разнообразными. Одним из ключевых аспектов успешной подготовки космонавтов является работа специалистов, обеспечивающих их психологическую устойчивость в условиях полета. В этом контексте особое внимание заслуживает команда ведущих психологов лаборатории психологической подготовки космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина». Наталья Филиппова и Жанна Шевченко не только разрабатывают методы психологической подготовки, но и активно участвуют в отборе и тренировках будущих космонавтов.
— Расскажите, пожалуйста, о своей работе.
— Самое главное о нас — это то, что мы космические психологи, работаем в лаборатории, которая была создана непосредственно при нашем участии в 2010 году. До этого в Центре подготовки космонавтов этим направлением занимались медицинские специалисты. Психологи сопровождают космонавта везде: в процессе профессиональной подготовки к полету, во время космического полета, помогают в реабилитации после полета. За 15 лет работы лаборатория участвовала в подготовке 43 космических экипажей.
— А с чего вообще начинается психологическая подготовка космонавтов?
— Все начинается с психологического отбора в космонавты. Исторически космонавтов отбирали в основном из военных летчиков. До 2012 года это было закрытое мероприятие, о котором знал достаточно узкий круг людей и организаций, массово это никак не освещалось. С 2012 года был объявлен открытый отбор в космонавты. Попасть в него мог любой. Желающих было много, соответственно, и работы у нас было очень много. Потом, после 2012 года, условия отбора ужесточили — сейчас кандидат должен обязательно иметь техническое образование и соответствующий опыт. Ну и, конечно, критерии по здоровью очень важны. Кандидатами в космонавты могут быть как гражданские, так и военные специалисты — так что космонавтами могут стать не только летчики, но и архитекторы.
— А сейчас есть архитекторы среди кандидатов или космонавтов?
— Нет, людей с таким образованием среди космонавтов нет, но, однако, есть те, кто, например, пишет картины. А еще многие космонавты из отряда делают прекрасные фотографии в космическом полете, показывают их на выставках.
— Как считаете, есть ли необходимость в космических архитекторах?
— Нужная профессия для пилотируемой космонавтики. Это профессия будущего, поскольку она точно будет востребована тогда, когда будут строиться большие станции, уже межпланетные. И здесь, конечно, потребуется архитекторский ум. Сейчас станции ориентированы на техническое расположение нашего оборудования так, чтобы оно вместилось, и чтобы все работало и было удобно. Но тогда, когда человек отправится в полет на длительную дистанцию, необходимо будет так организовать пространство, чтобы оно стало домашним, не приносило стресса, не раздражало, чтобы оно было привычным для глаза и приятным для использования.
— И, наверное, если еще будет развит туризм, да?
— Да, верно. А мы знаем про архитекторов — это те люди, которые действительно так организуют пространство, чтобы было глазу комфортно, и чтобы соблюдались объемы и пропорции. Скоро это точно будет востребовано. Поэтому можно сказать, что в ближайшее время нам, как космическим психологам, придется подготавливать и архитекторов.
— При отборе какое значение имеет возраст?
— Кандидатом в космонавты может стать человек до 35 лет, так как подготовка к полету длительная, в среднем 7–10 лет, бывает и дольше.
— А сколько человек подают заявки на отбор в космонавты?
— Обычно в Центр подготовки космонавтов поступает 250–400 заявок на участие в отборе. Из этого количества отбираем обычно только 4–6 человек, которые попадают на подготовку. Кстати, у нас на отборе люди рисуют. Мы часто смотрим и определяем архитектуру личности через рисунки. Еще внимательно изучаем почерк человека, то, как он подает информацию, потому что это тоже важно.
— По поводу воркшопа «Космический ревизор». Если вы знаете, в программе будут создаваться различные стрессовые ситуации, например, метеоритный дождь или если космонавт сошел с ума, там много всего. То есть вы как-то тоже подготавливаете людей, которые в космос летят?
— Обязательно. Чтобы в космосе все прошло штатно, чтобы никто не заболел и уж точно не сошел с ума, отобранные кандидаты в космонавты проходят сурдокамерное исследование. Условия жесткие — 64 часа нельзя спать, при этом необходимо выполнять задания, которые расписаны по минутам. Если исследование не пройдено — из отряда космонавтов человек выбывает. Так как профессиональный отбор в космонавты у нас довольно строгий, то отобранные кандидаты это испытание сном проходят хорошо.
— Хотелось бы детально узнать именно про стрессовые ситуации. Потому что у вас как раз в основном задача с этим связана для подготовки? Естественно, это уже, наверное, для многих космонавтов стресс — лететь в космос?
— Развитие стрессоустойчивости космонавтов — важная задача. Космонавт в полете сталкивается с огромным количеством стресс-факторов: высокий риск для жизни, огромная ответственность, монотонная работа в замкнутом пространстве, необходимость принимать молниеносные решения. Тренировки на центрифуге, в гидролаборатории, парашютные прыжки, выживание в разных сложных климатогеографических условиях — все это развивает стрессоустойчивость.
— Очень интересная у вас деятельность. В рамках воркшопа «Космический ревизор» для студентов, архитекторов, дизайнеров какие испытания можете предложить?
— Можем провести импровизированный отбор в ваши команды.
— А вы можете побыть членами жюри и оценить с психологической точки зрения, например, ситуацию, когда пошел метеоритный дождь? Что вы будете отслеживать в таком случае?
— Здесь мы будем наблюдать, какие навыки проявит человек в экстремальной ситуации.
— То есть как он себя может проявить? Может заплакать, расстроиться, испугаться?
— Как вариант. Мы будем наблюдать за тем, какой будет эмоциональная реакция. Она может быть разной. А еще важно оценить поведение человека. Начнет спасать только себя или будет работать на команду. Какие он проявит лидерские качества? Как организует, например, выход экипажа.
— Мы это мероприятие проводим второй год. Здесь более расширенный формат. На ваш взгляд, это мероприятие нужно, оно полезно?
— Уверены, что полезно, и уверены, что любая деятельность, где человек помещается в какие-то другие условия, рождает творческие идеи. Новые нейронные связи образуются. Мы не устаем говорить, что человек, который учится всегда в новых условиях чему-то, ставит перед собой новые цели и раздвигает горизонты, он становится, во-первых, более эффективным, во-вторых, более эмоционально стабильным, в-третьих, долгожителем как в своей профессии, ну и в целом будет жить долго. Это уже подтвержденный факт. Там, где есть новизна, где есть возможность себя проявить как-то по-другому, там всегда есть ресурс для здоровья и для развития каких-то творческих идей.
Напомним, 24–25 апреля 2025 года в Москве в рамках Международного конгресса молодых архитекторов и дизайнеров (МКМ АРХ 2025) на базе Московского гуманитарно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института (МГТУ-МАСИ) состоится воркшоп «Космический ревизор: Проверка на орбите». Мероприятие соберет молодых специалистов из России и других стран для решения практических задач в области проектирования внеземных объектов. Участники получат уникальную возможность работать под руководством космонавтов, ученых и ведущих экспертов мировой космической индустрии.
Регистрация по ссылке