Новости конгресса

Виталий Ставицкий, Президент Союза Дизайнеров России.

(В ответ на вопрос о законе по креативным индустриям – прим.ред.) Законы всегда нужны как точка, которая дает определение того, чем мы занимаемся, ставит какие-то границы, где мы начинаемся, где мы гарантируем, что это, в общем-то, часть экономики, что это очень здорово. Про долю креативных индустрий - она посчитана относительно точно, но в дизайне, как и в других креативных индустриях, есть сегмент серых рынков, который нам еще предстоит посчитать. Я думаю, что эта цифра у нас будет куда более оптимистична в ближайшее время. Это большая работа, которую будут делать и комьюнити, и общественные организации, представители федеральных и муниципальных государственных органов.

И мы очень благодарны, что нас к этому вопросу подключали. Работы сделаны огромные. Но, наверное, русский закон о дизайне, он точно не нужен. Мнений было много. Мы сами развиваемся, и будет только лучше.

Я хочу продолжить несколько мыслей, которые коллеги уже задали.

Первое, огромное спасибо, что появился интерес к направлению дизайна, это очень важный стратегический момент, потому что на фоне экономической войны, по-другому мне очень сложно назвать то, что сейчас происходит, это сыграло нам на руку. Потому что мы вернулись из эпохи потребления в эпоху созидания. У нас был такой шанс в 90-е, но мы выбрали более простой путь.

Сегодня нам такого выбора не дают, нет возможности выбирать что-то попроще и идти по течению. Сегодня возвращаются специалисты, которых мы прекрасно готовили, но потому что не было работы, они работали где-то еще. Сегодня они возвращаются, потому что они всегда, в общем-то, большая масса были патриотами, они любили свою Родину.

Но как люди творческие, создающие интересные решения, там были просто возможности. Мы были виноваты в том, что мы им эти возможности не давали своими маневрами. Я вижу именно эту причину возвращения, и действительно работать на родину, и закрывать те вопросы, которые у нас просто сейчас отключили.

Важно понимать, что мы долго жили в парадигме западных трендов, западного мнения, западных продуктов. Сегодня, после 2022 года, мы эти вопросы начинаем уже перестраивать под себя. Мы начинаем быть людьми, которые эти тренды задают. Они становятся глобальными. Мы на фоне нелюбви ряда государств к России формируем противоположный бренд, наоборот, моду на русское, на российское, на интерес к стране. Мы потому что видим невероятный всплеск туризма, по крайней мере, в Москве очень ярко это наблюдается. Мы сейчас мало чем отличаемся от Санкт-Петербурга. Толпы, толпы иностранцев. Появляются тренды, которые нам давно надо было иметь - любовь к России, то, что нам надо было давно повернуться на гигантские рынки, которые не идут ни в какое сопоставление с теми, с которыми мы раньше работали. Это огромный опыт. Если мы там займем свою нишу, то мы будем просто непобедимы. И один из основных трендов, это, конечно, управление в креативных индустриях. Важный момент, потому что проекты, которые мы сегодня делаем, создаем, ими надо управлять, управлять качественно и, опять же, созидательно.